если ребенок попадает в дом малютки, скажем, месяцев в 8, а до этого жил в семье - он довольно активно стремиться обратить на себя внимание, улыбается взрослым, интересуется окружающим миром. И пытается установить отношения привязанности с взрослым, которые ему необходимы для спокойного, нормального развития. Его усилия тщетны - внимания каждому ребенку уделяется ровно столько, чтобы он был сыт, чист, одет и вел себя в соответствии с распорядком. Не потому что воспитатели такие плохие - просто их физически на всех не хватает.
проходит несколько месяцев. ребенок уже прекратил пытаться. он не обращает внимания на входящих в комнату взрослых. он сидит в кроватке с застывшим взглядом, раскачивается взад-вперед, сосет палец. Это состояние называется госпитализм. Ребенок, который не кричит, не плачет, не пытается забраться куда не надо, гораздо удобнее для воспитателей чем более сохранный и более активный. Чем тот, например, к которому каждый день приходит мама и который после ее ухода каждый раз подолгу надрывно кричит "мама! мама!", с одной и той же интонацией, с одинаковыми интервалами, со всей силой голоса, какая у полуторагодовалого есть. Чем тот, который бьет и кусает других детей, чтобы хоть в какой-нибудь форме получить побольше внимания взрослых. про ребенка, который перестал кричать, думают "привык". скорее подошло бы слово "смирился".
дети в доме ребенка на яркие предметы обращают больше внимания, чем на людей - у них нет опыта отношений, который позволил бы им научиться завязывать новые.
впрочем, интерес к неживым объектам у них тоже меньше чем у растущего с любящей мамой ребенка. Когда базовая потребность в отношениях не удовлетворена - на исследование окружающего мира ресурса нет.
Нет ресурса для развития, нет умения радоваться жизни. часто нет и воли к жизни - смертность в домах ребенка в четыре раза выше чем общая детская смертность. это статистика нашей страны.
Friday, 9 May 2008
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment